Свадебные профессионалы
Premium размещение

Свадебный обряд на Руси

Русский свадебный обряд уходит своими корнями далеко в историю, имеет глубинный, сокральны

Сегодня мы видим возвращение интереса к традиционному русскому свадебному обряду. Поэтому, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как современный, искусственно созданный порядок регистрации, чаще всего отталкивает своей казённой формой.  Народные традиции, и особенно свадебные, всегда сопровождались пением живых песен, согретых душой поющих.

свадебный букетОт многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев.

Свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).

Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, и дают возможность выбирать наиболее понравившиеся.

Во-первых, - это время проведения свадеб. Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.

Постепенно, с течением времени, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Существует два типа свадеб: драма и праздник. Первый характерен, прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских Забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей, и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание являлась обычно частью свадьбы, и делило гулянье в доме невесты до него, и в доме жениха после обряда венчания. И окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.

Свадебные обряды начинались со сватовства. Со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники - мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали издалека. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития. "Сговор", "заручины", "просватанье", "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины.

Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. В роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки – шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену повыше.

Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.

Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой, с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой и пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат или сестра невесты.

Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пои, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица. свадебные обряды

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.

Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых, провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками.

В определённый момент пира молодую "окручивали", "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть или на сеновал. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а, приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. В честь невесты о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами". Все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней". В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, разрезали и угощали гостей.

На Масленицу и после Пасхи молодожёнов катали с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег – чаще всего – поцелуй. После Пасхи молодых "окликали", обряд назывался очень красиво - "вьюнины", - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины"; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

Вот некоторые, основные обрядовые моменты, о которых нам хотелось рассказать в этой статье.

 

По материалам сайта «Сибирь» http://http://www.tmn.fio.ru/works/89x/311/index.htm

Подготовила МарияR

Статьи по теме

Топ-5 свадебных суеверий: а вы верите?

Свадьбу даже в современное время можно назвать магическим действом: пара выбирает определенные образы, обменивается драгоценностями и клятвами. И этот...

Самые надоевшие свадебные традиции, которые, к счастью, устарели. Часть 3

Традиции касаются не только свадебных ритуалов, но и организации праздника. И некоторые из них на современных торжествах выглядят уже совсем нелогично...

Самые надоевшие свадебные традиции, которые, к счастью, устарели. Часть 2

Нелепые конкурсы в стенах подъезда, предшествующие встрече молодых, и пьяная драка гостей, сильно перебравших на банкете, — совершенно не то, что хоче...